ИТ стратегия. С чего начать?

ИТ-стратегия – документ, который, прежде всего, необходим бизнесу, хотя и содержит в своем названии аббревиатуру «ИТ». По сути, ИТ стратегия отражает взгляд руководителя подразделения ИТ на бизнес стратегию Компании с точки зрения информационных технологий и предлагает набор действий для достижения планов бизнеса.

ИТ стратегия

По нашему опыту, единых рецептов для разработки ИТ стратегии не существует. Каждый руководитель, при разработке этого документа наступает на собственные грабли с поиском содержимого, плана изложения и объемом материала. У кого то получается лучше, у кого то хуже. Но, в любом случае, это немалый труд, который стоит определенных усилий.

КИВИТ предлагает свой взгляд на ИТ стратегию и помощь в реализации ее разработки.

ИТ стратегия может описывать как общее направление развития информационных технологий, так и конкретные решения для достижения этого плана. Мы объединяем оба этих направлений в одно, предлагая практическую реализацию данного тезиса.

ИТ-стратегия — это формализованный документ, в котором содержатся основные направления развития ИТ для бизнеса.

Она должна содержать предложения по организации ИТ ресурсов с целью повышения эффективности ИТ для бизнеса. 

Критерии успешной разработки ИТ стратегии:

  • Понимание бизнесом роли информационных технологий и его готовность к диалогу
  • Согласованность действий руководства всех подразделений, включая руководителя Компании и владельца бизнеса
  • Полное доверие к ИТ и к их руководителю со стороны бизнеса.
Бизнес выдвигает требования, ИТ – предлагает решения.

Делая выбор конкретных информационных систем и инфраструктурных решений, руководитель ИТ должен обладать большим опытом, чтобы уметь обосновать, какие преимущества даст то или иное решение, а не просто требовать выделить деньги на новый проект. В этом отношении, понятие «дешево-дорого» отходит на второй план. На первом – экономическое обоснование.

Перед разработкой ИТ стратегии необходимо внимательно изучить стратегию бизнеса. Если таковой нет, то, на первом этапе, необходимо максимально полно собрать документы о бизнесе Компании. Подойдут любые доступные сведения: организационная структура компании, планы развития, планы продаж, аналитические записки, итоги аудита, бизнес-планы подразделений и прочие документы для сопровождения бизнеса.

На втором этапе, проводятся интервью с руководителями подразделений и ключевыми сотрудниками.

Вопросы для интервью:

  • Какие задачи поставлены перед вами со стороны бизнеса
  • Какие проблемы возникают при их решении
  • Что Вы ждете от ИТ.

Полученная информация анализируется и составляется перечень проблем и ожиданий. Далее расставляются приоритеты задач и начинается поиск вариантов решений для наиболее важных.

В стратегию обязательно включаются и финансовые показатели: сколько придется потратить на оборудование, программное обеспечение, обучение персонала. Необходимо учесть возможные организационные изменения и обстоятельства, о которых не всегда бывает известно сотрудникам ИТ. В итоге формируется объективный взгляд на бизнес компании, включая план развития ИТ.

Бизнес, не всегда нацелен на развитие. Особенно сейчас, многие Компании вынуждены сокращать производство и оптимизировать затраты. Потому и стратегии бывают разные.

При активном росте бизнеса ИТ стратегия направлена на ИТ обеспечение производства новых товаров и услуг, а значит, требуется внимания к каналам связи с новыми филиалами, рост числа сотрудников требует увеличения вычислительной мощности и объема файловых ресурсов и т.п. При сокращении, наоборот, нужна оптимизация и разумная экономия, перераспределение существующих ресурсов, перевод отдельных направлений на ИТ аутсорсинг и т.п.

Универсальных ИТ-стратегий не существует.

Все документы разрабатываются в разных условиях, при этом бизнес не всегда уверен в завтрашнем дне. В компаниях среднего бизнеса часто меняют ИТ директоров, поэтому руководитель ИТ просто не успевает полноценно подготовить и тем более внедрить свой план развития. Каждый новый руководитель пытается построить свою работу на отрицании опыта и “успехов” предыдущего. Именно поэтому, привлечение сторонней организации позволяет взглянуть на проблему независимым взглядом и разработать ИТ стратегию на более длительный период времени, чем это сможет сделать штатный ИТ директор в одиночку.

Особых требований к оформлению и объему ИТ-стратегии не существует.
Для больших компаний это может быть несколько томов с описанием как решений в области информационных систем и построения внутренних ИТ процессов, рассчитанных на 1-2 года так и в области ИТ инфраструктуры рассчитанной на более длительный срок – до 5 лет.

Для Компаний среднего бизнеса вполне может подойти вариант из 15-50 страниц текста. Такую стратегию проще обновлять и корректировать и сделать это может самостоятельно штатный ИТ директор без привлечения внешних консультантов.

Для небольших компаний ИТ-стратегия может занимать и 2–3 страницы. Дело не в количестве, а в содержании.

ИТ стратегия не имеет смысла, если разрабатывается ради “галочки”. Информационные технологии сами по себе также не имеют смысла, а становятся эффективным инструментом бизнеса только в случае, если идут в одном направлении с бизнесом помогая, а, не мешая ему.
 В этом ключе, согласованная с бизнесом, ИТ стратегия – это отправная точка для начала диалога ИТ и бизнеса, без которого невозможно выстроить полноценную ИТ поддержку.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля отмечены знаком *